анонс афиша об оркестре лига друзей оркестра библиотека главная страница

Вестник Симфонического Оркестра

Печатный орган Общественной организации культуры
"Лига друзей оркестра"

Выпуск №4. Май, 2003

Лига друзей оркестра
Google
Web symphoudm.ru
     

В ожидании перемен...

     Десять лет назад произошли два знаменательных события, которые влияют на нашу с вами жизнь и по сей день. 17 ноября 1992 года Приказом Министра культуры УР А.П.Сидоровой был создан Симфонический оркестр МК УР, а 15 февраля 1993 года он стал самостоятельной концертной организацией.
     С тех пор мы сами определяли свой путь развития, укомплектовывали оркестр, укрепляли материальную базу, учились играть и искали своего зрителя. Все эти годы оркестр был похож на большую птицу, которая берёт разбег, чтобы взлететь в манящее небо. И, кажется, ему это удалось:
     Сегодня оркестру на более чем 100 концертах рукоплещет около 75000 слушателей ежегодно. В 2001 году из 27 оркестров России по количеству обслуженных зрителей, наш коллектив занял третье место.
     Но дело, конечно, не в количественных показателях. Главное, что оркестр стал любим своей публикой у себя на родине и за рубежом. Наша взыскательная, но доброжелательная публика была с нами на протяжении всех предыдущих 10 лет. Следила за всеми нашими взлётами и падениями, сопереживала и радовалась вместе с нами. Музыканты же, согретые теплом слушателей, казалось бы, делали невозможное, и отдавали это тепло в зрительный зал многократно умноженным.
     Придя на концерт, зритель не должен знать, какими усилиями оркестр добивается своей цели. Ему важен конечный результат и артист на сцене всегда должен оставаться артистом, чего бы это ему не стоило. Однако бывает интересно приподнять занавес и заглянуть на творческую "кухню": А знаете ли вы, что:
     - из-за нехватки музыкантов в городе, оркестр только на 50% укомплектован штатными артистами, остальные работают по совместительству и даже приглашаются из других городов?
     - финансирование из бюджета покрывает только 80% потребностей заработной платы по штатному расписанию, а производственные затраты ложатся целиком на плечи покупателей билетов и спонсоров?
     - из-за отсутствия собственной репетиционной базы, разучивать свои партии музыкантам приходится дома?
     - температура воздуха в зале для репетиций иногда зимой опускается ниже 14°С?
     - в офисе оркестра, примерно на 5 кв.м свободной площади, часто одновременно работает до 12 человек, причём часть из них занимается бухгалтерским учётом, часть организационно-творческой работой?
     Долго ли птица может парить в небе, если у неё нет условий для восстановления сил?..
     За время своего существования оркестр 25 раз был отмечен различными наградами последняя из которых "За достижения в области музыкального искусства" - Диплом лауреата премии "Лира", учреждённой Администрацией г.Ижевска в 2003 году!
     И это последнее, вселяет надежду, что оркестр не забудут, что он и дальше будет развиваться, а жизнь наша изменится к лучшему и когда-нибудь мы с вами встретимся в собственном концертном зале.
    

А.А.Галушко,
Заслуженный деятель искусств УР, директор оркестра


О пользе хороших манер

     Не ошибусь, если предположу, что мечта любого родителя - успешное будущее своего чада, предполагающее достойное образование и, как следствие, достойную карьеру, состоятельную и материальную. На алтарь родительской любви приносятся немалые жертвы: учеба в престижных учебных заведениях с неизбежным "спонсорством", репетиторы, пособия: Но в заботах о приращении интеллектуального капитала мы часто забываем о капитале духовном. И это безусловный минус, та благоприятная почва, из которой щедро растут серии анекдотов о "новых русских" в музее, опере, планетарии, ресторане. Отсюда - вывод: образование не заменяет воспитания, это лишь его составная часть. Именно воспитание делает человеческую особь человеком, формируя не только навыки цивилизованного, адекватного ситуации поведения, но и культуру чувств, эмоций, словом, все то, что делает человека приятным и желанным в общении. А это в жизни весьма немаловажно. И здесь настало время поразмыслить о воспитании художественном, в частности, музыкальном. Ранее, при царе, оно было обязательной частью воспитания мещан и дворян. Вы б не встретили чиновника 14 класса (самый низший чин "Табеля о рангах"), не умеющего спеть романс, сыграть на гитаре, фортепиано. О барышнях разговор особый. Без этих навыков их шансы на "ярмарках невест" серьезно понижались. В среде студенческой молодежи высший праздник - посещение оперы, концерта - праздник духа.
     Советский образ жизни изменил приоритеты. Художественная деятельность стала непроизводительной сферой, а художник - "работником", "деятелем искусства". Пение романсов было признано мещанством.
     Но колесо фортуны сделало свой очередной оборот, и мы вновь вернулись к прежним ценностям - внутренней культуре, воспитанности, художественному восприятию мира.
     Мало того, цивилизованный и стабильный мир нашел для оценки этого материальный эквивалент. В Америке, Японии при конкурсе на работу преимущество отдается посетителям филармонических концертов, так как язык музыки способствует самостоятельности, оригинальности мышления, что выгодно отражается на деле.
     Эмигрирующие из России обязательно увозят с собой свидетельство об окончании в детстве музыкальной школы, т.к. даже оно дает право на повышение пособия, зарплаты (дополнительное образование). Посещение художественных выставок, концертов, театров во всем мире - дело престижное и дорогостоящее. Посмотрите по телевидению любую мировую премьеру. Кого вам покажет оператор в зале? Знакомые все лица: Политическая, финансовая, художественная международная элита. Выводы делайте сами.
     У нас тоже вновь осознали, что "в человеке все должно быть прекрасно: и душа, и тело, и лицо, и одежда": Но если с телом и лицом разобрались быстро, то с душой все обстоит сложнее.
     Постараемся вам помочь. В Государственном Симфоническом оркестре Удмуртской республики десятый год разрабатывается система музыкально - художественного воспитания детей и подростков. Это серия абонементов, тематика которых рассчитана на определенный возраст, интерес и школьные программы по МХК и музыкальной литературе в ДШИ. Самые маленькие в доступной форме знакомятся с оркестром, звучанием инструментов, с правилами поведения на подобных мероприятиях. В дальнейшей жизни они необходимы, и лучше, если ребенок усвоит их как можно раньше.
     Ребята постарше знакомятся с основными жанрами музыки, их особенностями. Право, неловко, когда ребенок с родины П. И. Чайковского не знает, что такое симфония или опера.
     Подросткам мы предлагаем на примере жизни великих композиторов поразмыслить о времени и о себе, познакомиться с разными художественными стилями в музыке, примерить и примирить их с привычной для них массовой поп и рок музыкой. В жизни ведь есть место всему.
     Главное, что на этих часовых концертах для детей звучит в живом профессиональном исполнении бессмертная классика. Эта музыка воспитала множество поколений. Она определила и до сих пор определяет главные духовные ценности вида Homosapiens - гуманизм, свободу духа, нравственный долг к ближнему и красоту. Мы стараемся объяснить это без излишних назиданий, интересно, и, по-возможности, весело.
     Если вы хотите, чтоб ваши дети не оказались лишними на большой и пестрой ярмарке жизни - дайте им, на всякий случай, возможность познакомиться и с миром музыки. Сделайте вложение в их духовный капитал, их будущее. Окупится сторицей.

Т.Горячева,
музыковед


Э.Л.Уэббер."Реквием"

     В то время, как советская молодежь семидесятых взахлеб произносила название "Иисус Христос - суперзвезда", когда с быстротой молвы распространялись сотни и тысячи магнитофонных записей этого шедевра, практически никто у нас не знал, кто же такой этот Уэббер. Собственно говоря, это и не было предметом всеобщего любопытства - главное, что его рок-опера мгновенно стала мировым хитом сразу в двух жанрах, которые ему с такой легкостью легкостью удалось "поженить".
     А автором его оказался всего лишь 19-летний юноша... Хотя в его жизненном багаже уже были интригующие странички, которыми обычно начинаются биографии великих композиторов.
     Едва родившись в Лондоне 22 марта 1948 года, он стал объектом музыкально-воспитательных экспериментов отца, Уильяма Ллойда Уэббера, композитора, исполнителя и преподавателя фортепиано в Королевском музыкальном колледже. С не меньшим успехом "влияла" на Эндрю и тетушка Ви, вдохновенно приобщая его к театру, особенно музыкальному. Усилиями других родственников родился его одержимый интерес к памятникам старины по всей Англии.
     В трехлетнем возрасте Эндрю начал заниматься на скрипке, в 6 лет был уже автором нескольких песен, а 9-летним мальчиком получил в подарок от отца, не желавшего отставать от Леопольда Моцарта, первое печатное издание своего сочинения в журнале "Музыкальный учитель".
     Поверивший в свое призвание отрок создал домашний театр и писал для него музыку.- А потом и для пьес в Вестминстерской школе, где он учился с 1956 года. В 1962 он с блеском поступил в "Challenge Scholarship", но в 1964 перевелся в Оксфорд... И тут произошел казус, также достойный великой биографии... правда, на уровне тройки по математике в дневнике Альберта Эйнштейна: в Охfогd Scholarship Уэббер проучился всего один семестр - он прервал обучение вместе со своим новым другом Тимом Райсом, будущим поэтом, либреттистом и постановщиком его произведений.
     С этого момента начались их общие победы и поражения. Впрочем, последних - немного - уже второй их совместный труд - "Иисус" сделал их всемирно известными, а во время "эпидемического" распространения этой музыки в СССР друзья поставили "Эвиту", которая проложила им путь на Бродвей. Прошло совсем немного лет, и нью-йоркский "Театральный еженедельник" объявил Уэббера "самой могущественной фигурой американского театра". И не в последнюю очередь из-за неслыханного коммерческого успеха постановок его мюзиклов, будь то "Кошки", "Привидение в опере", "Звездный экспресс" или "Аспекты любви". Трудно назвать еще представление, которое побило бы финансовый рекорд "Заката бульвара" 17 ноября 1994г. в нью-йоркском "Minskoff Theatre"- он принес сбор в 37,5 миллионов долларов!..
     ...Последовательное восхождение Уэббера к вершинам славы и богатства, казалось бы, уже никого и ничем не могло серьезно удивить. Но неожиданно из под пера 37-летнего мастера родилось сочинение, которое вызвало настоящий шок в музыкальном мире. Это был "Реквием".
     Премьера 1985 года, произведя ошеломляющее впечатление на нью-йоркскую публику, сделала сочинение предметом споров и критицизма. Сам факт обращения Уэббера к жанру реквиема казался невозможным. В ожидании этого "чуда" один из скептиков съязвил: "... "Реквием" Эндрю Ллойда Уэббера? - Почему бы тогда Сильвестру Сталлоне не выступить в роли Короля Лира?"
     ...Но не эта шумиха, а именно качество музыки "Реквиема" привело его к триумфальному шествию по ведущим мировым сценам. Автор таких сверхпопулярных мелодий как "I Don't Know To Love Him", "Don't Cry for Me "Argentina" или "Memory" продемонстрировал, что он может писать прекрасную серьезную музыку в английской хоровой традиции.
     "Реквием" Уэббера - не менее о жизни, чем о смерти: "Хоть я и не претендовал быть чрезмерно интимным в "Реквиеме" как в жанре, текст его всегда интриговал меня. Он так театрален! Я в высшей степени наслаждаюсь звучанием латинского языка. Мне было крайне интересно, смогу ли я создать Реквием для современной аудитории..."
     Уэбберу это более чем удалось. И жанр со стилем вполне сроднились. Что лишний раз подтвердило любимое Уэббером высказывание Дюка Эллингтона о том, что "музыка бывает только двух типов - плохая и хорошая". А хорош "Реквием" и изобилием красивейших мелодий, которые в контрасте с общим трагизмом ярко высвечивают главный вопрос: почему вся эта красота, почему жизнь должна погибнуть? А ведь погибнет непременно?..
     ...Одна из таких мелодий "Pie Yesu" ("Благой Иисус") продержалась европейским хитом почти как массовая песня в течение нескольких сезонов, чему Уэббер был очень удивлен.
     Но был бы, наверняка, несчастен, если его музыка оказалась бы непонятной широким массам: "Во всей истории музыки я никогда не принимал композиторов, которые не пытались сделать свою музыку средством коммуникации большого количества людей..."
     Это кредо вместе с необычайным талантом и мастерством сделало Уэббера и его музыку достоянием мировой культуры. Здесь секрет и того, что к развлекательным мюзиклам композитора продолжают тянуться профессионалы академического направления, а к "Реквиему"-самые не искушенные в классике любители поп-музыки.

Олег Бураков,
дирижер


Нам пишут.
Симфоническая музыка "живьем" - активный образ жизни.

     Заголовок относится к тем, кто создает, воспроизводит и слушает высшее музыкальное многоголосие. Это легко проследить на примере нашего любимого коллектива - Государственного симфонического оркестра Удмуртской Республики. Вне всякого сомнения, те, кто создавал, создает и будет создавать произведения, включаемые в репертуар симфонических оркестров мира, обязательно поборники самого активнейшего образа жизни. Достаточно привести ключевую фразу П.И.Чайковского (вынесенную, кстати, на первую страницу хорошего и добротного буклета оркестра, недавно отметившего свой 10-летний юбилей): "Я, артист, который может и должен принести честь своей Родине ..." . Здесь весь наш Великий земляк, истинный Патриот, принесший славу необъятной России и своей малой родине - Удмуртской земле. Продолжая мини-рецензию на вышеупомянутый буклет, речь пойдет об очень хороших фотоиллюстрациях и конкретно о руководителях Союза композиторов УР А.Г.Корепанове и Ю.Л.Толкаче. Достаточно посмотреть на облик обоих, особенно на глаза, чтобы убедиться в их творческой энергетике.
     Ну, об активности Главного дирижера оркестра на протяжении более, чем пяти последних лет Н.С.Роготнева и писать излишне. Ученик музыкальной школы в с. Якшур-Бодья продолжил свои университеты в нашем музыкальном училище. За 7 лет студенчества в Уральской консерватории получил два высших образования, обучался в Швейцарской академии музыки, стажировался в обеих столицах у В.Гергиева и Е.Колобова. За дирижерским пультом он не просто управляет оркестром, он живет с ним, не экономя на движении, пластичности, силах и нервах... Под стать дирижеру и все остальные артисты оркестра выступают в отточенной синхронности, проникновенности. Своей темпераментностью отличаются ударные, не в обиду будь сказано 12-ти другим инструментальным группам, - и особенно А.А.Тубылов (с усами и бородой).
     Активность жизненной позиции слушателей побуждается яркими, доступными беседами ведущих симфонические концерты Е.Красновской и Ю.Толкача. Аккуратное абонементно-аншлагируемое заполнение партера и амфитеатра лучшего театрального зала - квинтэссенция жизненности. Это видно по весомости пожилых среди завсегдатаев, которые с удовольствием встречаются не только с Высоким Искусством, но и друг с другом.
     Зрителей, а точнее слушателей объединяет тро-гательное сопереживание. Эту удивительную атмосферу зрительного зала уловил и оценил маститый советский дирижер Н.Г.Рахлин в первые годы проведения фестиваля им. П.И.Чайковского. Он тогда с лучшей ижевской сцены Дворца культуры "Машинстроитель" провозгласил, что такой зритель заслуживает собственного оркестра. Его пожелание сбылось. Мы имеем такой оркестр и очень им дорожим. В частности это выражается функционированием общественной организацией культуры "Лига друзей оркестра" со своим, пускай непериодическим, но печатным органом "Вестник Симфонического Оркестра". Разве это не наличие активной жизненной позиции?
     Лично для пишущего эти строки, очное знакомство с симфонической музыкой состоялось полвека назад. Был в первом прокурорском отпуске и приехал из Якутии в Кисловодск. Там в Зеленом театре чудесного парка давал гастрольные концерты Ленинградский филармонический симфонический оркестр. Их посещал регулярно. Затем еще 7 лет проработал в Якутии, где не было тогда, к сожалению, подобных мероприятий. По возвращении на малую родину, возобновил приобщение к симфонизму и остаюсь ему верным.
     За все время ни разу не видел в правительственной ложе первых лиц Республики и ее столицы, не говоря уже об их заместителях, председателях постоянных комиссий Госсовета. Понятно, что эти люди очень занятые и, возможно, с иными вкусами, склонностями и эстетическими потребностями. Насильно мил не будешь. Это также общеизвестно. Однако, хотя бы разовое посещение за сезон элитой власти еще более упрочило бы престиж этих персон, было бы не менее приятным для оркестрантов, чем письменное поздравление Президента с Десятилетием оркестра.
     А закончить хочется пожеланием почаще читать "Вестник Симфонического Оркестра". Публикуйте сведения о каждом оркестранте в отдельности. Интересны будут и обобщенные сведения о выпускниках нашего муз. училища и иногородних, о возрастном составе. Не оставят нас равнодушными факты творческого роста инструменталистов, рейтинг оркестра по России и т.д. и т.п. Так что Вестнику вещать и вещать, а оркестру достойно представлять Удмуртию и радовать зрителей.
     Дальнейших вам успехов!!!

И.А.Аксельрод,
преданный почитатель Государственного симфонического оркестра УР, Советник юстиции I класса в отставке


Слыхали ль Вы: вести одной строкой

О гастролях

  • На концерты, проходящие на островах Иския и Сицилия, оркестр добирается на трехпалубном пароме (до о.Иския - 40 минут, до о.Сицилия - 15 минут)
  • По дороге в Италию оркестр традиционно делает 8-часовую остановку в Германии, Австрии. Музыканты посетили г. Зальцбург (родину Моцарта), Нюрнберг (слышали в храме репетицию концерта для саксофона с органом), Сан-Марино (город - государство), Дрезден (прихорашивался после наводнения), Дессау (видели оркестр старинных духовых инструментов, играющий на привокзальной площади).
  • После двухмесячного пребывания в Италии, наши музыканты по пути домой через Австрию, Германию и Польшу - говорят на итальянском языке
  • Маэстро Л. Куадрини 41 год. Он женат на уроженке г. Кишинева Наталье Чайковской, имеет сына и дочь
О наболевшем
  • В городе нет ни одного мало-мальски акустически приемлемого концертного зала для академических видов искусств, а кинотеатр "Россия", который общими усилиями Администрации города Ижевска и Правительства УР мог бы превратиться в киноконцертный зал, вот-вот уйдёт с молотка в частный бизнес.
Об оркестре
  • В Государственном Симфоническом оркестре Удмуртии работают 79 человек (50 - в штате, 29 - совместители)
  • Высшее образование имеют 27 музыкантов. В оркестре представлены консерватории г. Москвы, Казани, Новосибирска, Саратова, Екатеринбурга, Н.Новгород, УДГУ. Четверо закончили аспирантуру.
  • На сегодняшний день 10 человек учатся в ВУЗах страны, 12 человек - в Ижевском музыкальном училище (РМУ).
  • В оркестре 35 человек в возрасте до 30 лет.
  • 8 человек имеют почетные звания.


100 лет со дня рождения А.И. Хачатуряна

     Хачатурян Арам Ильич (24.05.1903 - 01.05.1978) - талантливейший армянский советский композитор, дирижер, педагог, общественный деятель. Народный артист СССР (1954г.), Герой Социалистического труда (1973г.), Академик АН Армянской ССР (1963г.), доктор искусствоведения (1965г.), Депутат Верховных Советов СССР и Армении.
     Родился и получил первоначальное образование в г.Тбилиси - городе, где смешивались восточные и западные тенденции в культуре; звучали азербайджанские, армянские, грузинские мелодии, проходили состязания ашугов. Затем 18 летний Хачатурян - в Москве, в музыкальном техникуме по классу композиции у Н.Мясковского, у Р.Глиэра и С.Василенко - по инструментовке. Арам Ильич Хачатурян не теряет связи с армянской культурой - знакомство с А.А.Спендиаровым, художником М.Сарьяном, квартетом им. Комитаса. В 50-е композитор преподает в институте им. Гнесиных и в Московской консерватории. Среди его учеников А.Эшпай, Э.Оганесян, М.Таривердиев, Р.Бойко.
     Творчество А.И.Хачатуряна отличает эпическая монументальность, народный колорит, мелодическое богатство, необычайное жанровое многообразие. Им созданы: балеты "Гаянэ" и "Спартак"; 3 симфонии; музыка к спектаклям, фильмам; концерты для фортепиано, виолончели, скрипки; музыка для духового оркестра; огромное количество детских песен, лирических романсов. И, наконец, музыка Гимна Армянской ССР
     Оставаясь выразителем национального ду-ха Армении в музыке, А.И.Хачатурян представлял собой не только всю историю развития музыки огромной многонациональной страны, но и саму историю развития и становления великого государства, именуемого СССР.


     




Купить Концертные залы Как доехать Спонсоры оркестра Ваши пожелания

В начало страницы