анонс афиша об оркестре лига друзей оркестра библиотека главная страница

О нас пишут.


Об оркестре
Google
Web symphoudm.ru

ВКонтакте Facebook Instagram Одноклассники

Мы ВКонтакте

Музкарта

Официальный сайт Лилианы Измалковой

Музыкант чуждый понтов. В Удмуртии Андрей Коробейников «открыл секрет» гениального везения пианистов


     Выступление пианиста Андрея Коробейникова и Государственного симфонического оркестра Удмуртии под управлением Николая Роготнева в Ижевске и Воткинске раскрасило афишу 60-го фестиваля искусств «На родине Чайковского». Два фортепианных концерта под третьим порядковым номером Бетховена и Рахманинова сложились в запоминающуюся программную «монограмму» «3&3». При этом единственный эксклюзив Андрей Коробейников дал для обозревателя «ДЕНЬ.org».

     Удержание огня в «сжатой пружине»

     По мнению пианиста, в Третьем фортепианном концерте Бетховена слышатся аллюзии с его Третьей и Пятой симфониями.
     — Это «центральный» Бетховен, в музыке которого уже есть «скрытый огонь». Поздней этот огонь вырвется наружу в Пятой симфонии и Пятом фортепианном концерте. А Третий концерт — это музыка «сжатой пружины», «вулкан» Yellowstone, внутри которого клокочет колоссальная энергия! И перед музыкантами стоит сложная задача, состоящая в том, что эту энергию нужно выразить, но при этом «удержать кипение», — бегло пересказав «суть» бетховенского концерта, Андрей Коробейников выражает ощущения от рахманиновского. — В нем много ностальгии, «потока», за которые мы очень любим этого композитора. Здесь он как будто начинает движение по русской дороге и «растекается мыслью по ностальгическому древу». Исполнитель и слушатель попадают в настоящую ностальгическую волну, и под эту музыку очень хорошо думать о прошлом в романтических тонах.

     Концерты — личные симфонии композиторов

     «Набирая номера» фортепианных концертов в репертуар, Андрей Коробейников берет широкую временную «октаву», начиная от Баха и заканчивая Шнитке.
     — Потому что именно в фортепианных концертах композиторы выражали, пожалуй, самые сокровенные свои мысли и чувства, — полагает пианист. — Как мне кажется, фортепианный концерт — это личная симфония. Если «просто» симфония — жанр более объективный, то в концерте больше субъективного — соло рояля и симфонизм. Это все равно что взаимоотношения «человека и мира». Наверное, поэтому у всех гениальных композиторов фортепианные концерты стали жемчужинами творчества. Я считаю, что пианистам крупно повезло, — за что ни возьмись, повсюду гениальная музыка!

     Дух против абсолютизации текста

     Результаты большинства международных марочных музыкальных конкурсов субъективны не меньше «личных симфоний». Кстати сказать, многие меломаны «открыли» Андрея Коробейникова относительно недавно — после XV конкурса Чайковского два года назад. Причем «вылет» незаурядного пианиста после первого тура стал одной из негативных конкурсных сенсаций.
     — Мне всегда очень хотелось сыграть в Большом зале Московской консерватории. Это было интересное состояние на сцене, — признается собеседник. — Тем более что шла интернет-трансляция, и было приятно, что многие люди услышали мое выступление, вызвавшее вскоре дискуссии по поводу интерпретации Бетховена и других композиторов. А все остальное на конкурсе стало для меня мелочами жизни…
     В отличие от вердикта экспертного жюри многие слушатели в своем online- голосовании не только «провели» Андрея Коробейникова во второй тур, но и поставили его на единоличную лидерскую позицию.
     — Любое соревнование в искусстве условно, — спокойно напоминает пианист.
     — Но согласитесь, что оценочная категория «нравится — не нравится» характерна для зрителей или репортеров. Экспертам «прятаться» за эту любительскую оценку по меньшей мере странно. Хочется услышать взвешенный аргументированный анализ.
     — Здесь можно спорить бесконечно, потому как любая интерпретация от исполнителя является вещью достаточно свободной. Она бывает убедительной либо наоборот. Хотя когда слушатели «голосуют ногами», то в их мнении сохраняется некоторая справедливость, — усмехается Андрей Коробейников.
     — А как вы отреагировали на «намеки о засуживании»: «Коробейников — ученик „не того“ мастера».
     — Андрей Диев дает свободу творчества, и поэтому ученики у него яркие и разные. Андрея Борисовича можно поздравить с этим, ибо есть выдающиеся профессора, все ученики которых выходят «клонами учителя», — смеется ученик Диева.
     — Не зря же Генрих Нейгауз был против «выпуска маленьких нейгаузят».
     — Взять хотя бы двух учеников Нейгауза — Святослава Рихтера и Эмиля Гилельса. Это же две разные вселенные! Поэтому я выступаю против академизма, приводящего к «общей музыкальности» без конкретики. Я стараюсь не играть ничего с «общей музыкальностью». Открывая ноты, я смотрю в музыкальный текст, пытаясь понять логику его формирования.
     — Это означает, что вам присуще не только исполнительское, но и композиторское и дирижерское понимание музыки. Можно сказать, что за нотами вы видите нечто большее, чем черный значок на белом листе.
     — Здесь надо отметить, что многих музыкантов моего поколения система всех этих конкурсов и экзаменов подталкивает к тому, что они начинают абсолютизировать текст, а не дух произведения! Эта система начинает вырабатывать «общую игру». Конечно, они стараются играть эмоционально, но я, как слушатель, могу почувствовать, прожиты эти переживания через собственный внутренний мир или это основано на той самой «общей музыкальности». Ведь надо еще позволить себе свободу в выражении ощущений. Поэтому нередко народ не играет, а занимается «крючкотворством», простецки набирая черно-белый текст. А ведь музыкальный текст — это тоже интерпретация. Композиторы на ходу решают, как им ее выразить. В то же время зачастую они оставляют простор для интерпретаций других исполнителей. Прочувствовать и даже понять эти «просторы» можно лишь тогда, когда ты узнаешь, какой сюжет в жизни привел композитора к сочинению этого произведения.

     Стихи «Живаго-поэта» и любовь к тельняшкам

     Впервые побывав с виртуальной экскурсией на сайте Андрея Коробейникова, наш журналист увидел на веб-странице оригинальный лаконизм, тонкое чувство юмора его «хозяина» и... печальную самоиронию.
     Картину печали «рисовала» небольшая подборка авторских стихов.
     — Но у меня есть и другие стихи, светлые, радостные, — с открытой улыбкой отзывается пианист и поэт… с юридическим образованием. — Борис Пастернак дал нам, всем графоманам, возможность быть поэтами. Я даже выдумал для себя название «Живаго-поэт». Но в случае с Живаго у доктора получались гениальные стихи, потому что за него писал Пастернак. Специально я стихи не пишу. Они приходят ко мне из «выдающихся» состояний — из бурной радости или грусти. Хотя иногда приходят строчки, совершенно не связанные с твоим состоянием, диктуя мне, «что будет дальше». Не зря же Василий Аксенов говорил, что он не знал, что будут делать его герои. Писатель хотел одного, а его персонажи поступали иначе. Они «обманывали» автора, меняя развязку. А как был прав Саша Черный?! «Когда поэт, описывая даму, / Начнет: „Я шла по улице. В бока впился корсет“, — / Здесь „я“ не понимай, конечно, прямо — / Что, мол, под дамою скрывается поэт. / Я истину тебе по-дружески открою: / Поэт — мужчина. Даже с бородою».
     — Ваше фото в тельняшке на сетевой страничке — это нарочитая «провокация»? На ней вас можно принять совсем не за пианиста.
     — Нет, это не провокация. Просто я очень люблю тельняшки и не переношу на дух лицемерия, — снова улыбается Андрей Коробейников. — Прошу прощения за сленг, но он здесь будет точен: понты мне чужды. Я против элитарного снобизма как со стороны артистов, так и со стороны слушателей. Надо оставаться простым человеком и стараться хорошо делать свое дело. Суть человека не в его происхождении, а в том, каков он по отношению к людям, к миру и тому, что он делает.

     На скамейке запасных в «команде Гилельса»

     В отечественном пианизме раньше ходила забавная байка о том, как Рихтер и Гилельс «захотев сыграть… в футбол, набирали пианистов в свои команды».
     Фантазируя на заданную «футбольную тему», Андрей Коробейников, между прочим, болельщик «Спартака», осторожно «записал» себя в «команду Гилельса».
     — Признавая гений Рихтера, скажу, что довольно часто Святослав Теофилович «играл себя» и восприятие его игры у слушателей зависело от того, попадало ли исполняемое произведение в резонанс с энергетикой пианиста или нет. Исполнитель, понятно, личность, но над всем этим есть еще композитор, и музыканту, как и актеру, надо уметь меняться. Поэтому я бы предпочел «сыграть в команде Гилельса» — меня трогает его удивительная человеческая теплота и человечная интонация. И если бы «тренер» этой команды Сергей Рахманинов подпустил меня поближе к основному составу и мне удалось бы немного «посидеть на скамейке запасных», я был бы счастлив. Я с теми, кто дает теплоту от сердца и магическое воздействие, которым обладал, к примеру, Владимир Софроницкий. А вот когда музыкант играет «от головы», с доминантой интеллекта, меня не покидает ощущение, что я нахожусь внутри выстраиваемой кристаллической структуры. А музыку надо играть задушевно, отдаваясь самому искреннему чувству, потому что она, музыка, все скажет сама и в ней не надо ничего выстраивать...

Александр Поскребышев
15.04.2017

Оригинал статьи можно прочитать на сайте газеты "День.org"

Фестиваль «Молодые таланты на родине Чайковского» завершился в Удмуртии


     Юные музыканты дали три концерта и побывали в музее-усадьбе Петра Ильича.

     Накануне, 21 февраля, завершился XX музыкальный фестиваль «Молодые таланты на родине П.И. Чайковского». Семь юных музыкантов из России, Белоруссии, Южной Кореи и Китая выступили в Сарапуле, Воткинске и Ижевске. Все концерты прошли при полных залах, зрители очень тепло встретили молодых виртуозов.
     Для многих музыкантов выступить на родине Чайковского стало веским поводом для того, чтобы отказаться от уже запланированных концертов в Европе и Москве. Посещение музея-усадьбы Петра Ильича в Воткинске стало особым событием в жизни юных талантов, а возможность прикоснуться к клавишам детского рояля композитора все музыканты восприняли как настоящий подарок судьбы. Как призналась скрипачка из Южной Кореи Хан Ын Чжу, «побывать на родине Петра Ильича мне, исполняющей его произведения, было, пожалуй, интереснее всех остальных участников».
     Шестилетний пианист Елисей Мысин из Ставрополя первым сел за рояль композитора. Его удивлению не было предела. Дело в том, что юный исполнитель не ожидал, что звук старинного рояля настолько отличается от современных инструментов.
     Более подробно свои впечатления сформулировала уроженка КНР, а ныне аспирантка Московской консерватории Кехань Сюй.
     «Рояль Чайковского в музее композитора меня поразил. Когда я села за него, когда пальцы коснулись клавиш, я ощутила, насколько это другой инструмент. Он, скорее, даже больше похож на клавесин. И когда я на нем играла, я представила те времена. На таком инструменте очень трудно делать легато, он не дает музыканту выразить все, что он чувствует, поэтому исполнителю приходилось многое представлять в мыслях, виртуозно работать пальцами… Я подумала, может быть поэтому люди того времени так тонко чувствовали музыку, писали такие красивые мелодии…», - рассказала пианистка «Известиям Удмуртской Республики».
     В музее композитора все участники отметили на специальной карте свои родные города и страны флажками. География гостей усадьбы расширилась еще больше.

22.02.2017

Оригинал статьи можно прочитать на сайте газеты "Известия Удмуртской Республики"

Примеры для продолжения. В Ижевске дирижер Бортновский поведал об учителях и встрече со Стравинским


     Удмуртская филармония закрыла концертный сезон двумя выступлениями Государственного симфонического оркестра республики. В Ижевске и Воткинске удмуртская «симфония» и пианист из Минска Александр Музыкантов исполнили сочинения Чайковского и Гершвина, а за пультом отработал приглашенный дирижер Вячеслав Бортновский. Обозреватель «ДЕНЬ.org» послушал не только музыку, но и рассказы маэстро из Белоруссии о мистической встрече с «ненаписанной» симфонией Петра Ильича и двух встречах со Стравинскими — своего учителя с композитором Игорем и о своей с коллегой Мариусом.

     Много маэстро на долгой ленте времени
    
Вячеслав Бортновский продолжил линию «пишущих» дирижеров. Причем примерами для продолжателя стали сразу трое его учителей в Ленинградской консерватории — Георгий Ержемский, Борис Тиллес и Илья Мусин
     — Правда, назвать своим учителем Илью Александровича Мусина я не могу. Просто в свое время я брал у него несколько уроков, — сразу уточнил Вячеслав Бортновский.
     Тем не менее работу Бортновского «Дирижеры мира» на полке «музыкального киоска» можно ставить рядом с книгами «Дирижер в оперном театре» Тиллеса, «Язык дирижерского жеста» Мусина и целой библиотекой, которую написал Георгий Ержемский.
     В эту библиотечку надо включить работы Ержемского по психологии дирижирования. Помимо одноименного издания, маэстро составил «Закономерности и парадоксы дирижирования», «Этюды к обретению дирижерского мастерства. Психомоторика внутреннего исполнительства» и труд «Дирижеру XXI века. Психолингвистка профессии»
     — Как передалась вам склонность к писательству?
     — Это получилось спонтанно. Я обратил внимание на то, что литературы, посвященной дирижерам, очень мало. Книг по всемирной или национальной истории дирижерского исполнительства вовсе не существует. Есть отдельные портретные издания, но не более того.
     Большой дефицит информации и заставил меня взяться «за перо». Ведь только среди российских дирижеров надо обязательно рассказывать о «забытых» Березовском, Бортнянском, Пашкевиче, Фомине, отце композитора Лядова и других дирижерах.

     Автограф автора «Петрушки» и встреча с его правнуком

     — Надо понимать, что если мы не будем фиксировать то, что происходит, не будем оставлять что-то после себя, это уйдет безвозвратно очень быстро, — продолжил Вячеслав Викторович и напомнил о том, кто дирижировал оркестром, когда в 1962 году в Советский Союз после длительной паузы приехал Игорь Стравинский: — В программу пребывания Стравинского в Ленинграде включили визит композитора на его же балет «Петрушка».
     Понимая, что Стравинский сам величина и сильный дирижер, штатный маэстро ленинградского театра очень испугался и «внезапно тяжело заболел». «Кому тогда дирижировать?!» И единственным, кто в тот момент не побоялся дирижировать при авторе музыки, оказался Георгий Львович Ержемский. После окончания балета Стравинский оставил автограф на своем фотопортрете и подарил его смелому Ержемскому. Теперь этот портрет в моем кабинете.
     Символично, что спустя сорок лет уже Бортновский встретился со… Стравинским. Разумеется, не с Игорем Федоровичем, а с его потомком по литовской ветви генеалогического древа — правнуком и молодым дирижером Мариусом Стравинским.
     — Конечно, при нашей встрече я показал Мариусу портрет его прадеда с росписью для моего наставника, — спокойно, но с достоинством сказал Вячеслав Бортновский.
    
Музыка «Грозы» и три копейки за симфонию Чайковского

     Другим значимым символом в собственной дирижерской карьере Вячеслав Викторович считает две почти мистические встречи с музыкой Чайковского — к драме Островского «Гроза» и Симфонией ми-бемоль мажор, которую Петр Ильич собственноручно уничтожил.
     — Мне было лет тринадцать, когда я попал на эксперимент, который проводил один музыковед. Для группы будущих музыкантов этот музыковед включил фонограмму с неназванной музыкой, попросил напрячь воображение и поделиться возникшими фантазиями, — дирижер интригует в монологе. — Поначалу я хотел поддаться массовому «не знаю» и уже был готов ответить. Но тут меня как будто кто-то подтолкнул, я сумел пересилить себя и сказал, что эта музыка очень хорошо подошла бы к известной пьесе драматурга Островского, что в ней я чувствую образы Кабанихи и Катерины.
     Насколько я был поражен, когда этот музыковед сообщил, что эту музыку написал Чайковский как раз к драме «Гроза». Скажу откровенно, что я до сих пор не знаю эту музыку. Много раз я старался ее найти, чтобы послушать снова, но так и не отыскал.
     Вторая встреча-знак с творчеством Чайковского произошла для Бортновского в подмосковном Клину в начале 70-х годов. Причем даже не в доме-музее композитора, а в… магазине.
     — В то время мой друг писал диссертацию по творчеству Чайковского и в доме-музее у него был полный доступ к архивным материалам, — повествует дирижер в эксклюзиве «ДЕНЬ.org». — Я приехал к другу в гости и незадолго до нашей встречи, там же в Клину, зашел в местный маленький магазинчик, где продавали музыкальную литературу, ноты и грампластинки. Посмотрел все «экспозиции» и уже на выходе заметил потрепанную коробку. «А что у вас тут?» —спрашиваю у продавца. «Уцененные пластинки», — отвечает женщина. «Можно посмотреть?» — А почему нельзя?! Смотрите». Стал я перебирать эти пластинки и среди них обнаружил: «П. И. Чайковский. Симфония ми-бемоль мажор». После этого уже в своей голове я «перебираю» все шесть симфоний Чайковского и среди них не нахожу тональности ми-бемоль мажор. «Странно, — думаю. — Придется купить». «Сколько стоит эта пластинка?» — задаю второй вопрос продавщице. «Три копейки».
     Вскоре я поставил купленную пластинку на проигрыватель и понял, что мне в руки попался исключительно раритетный экземпляр. Между Пятой и Шестой симфониями Чайковский написал еще одно симфоническое полотно, но не закончил его. Не стоит забывать, что при всей гениальности Петр Ильич к любому своему произведению относился критично, и через некоторое время он уничтожил эту симфонию, начав писать Шестую. В отличие от Чайковского Прокофьев, например, подходил к своему творчеству очень практично. У Сергея Сергеевича ничего не пропадало из написанного. Он ничего не выбрасывал. Не получилось включить в балет или оперу, он мог этот кусочек включить в сонату или симфонию. Между тем в истории ничто не проходит бесследно.
     Выяснилось, что кто-то из очень энергичных музыковедов обнаружил материалы «уничтоженной» симфонии Чайковского и затем эту музыку восстановили и даже записали на пластинки. Одна из них впоследствии попала ко мне…

Александр Поскребышев
26.05.2016

Оригинал статьи можно прочитать на сайте газеты "День.org"

По мановению палочки


     Аргентинского дирижера Рамиро Ариста средства массовой информации давно окрестили страстным и энергичным и включили в ряд ведущих дирижёров современности. Его карьера достигла международных масштабов после стажировки в Мариинском театре, куда он приехал по приглашению Валерия Гергиева в 2008 году.
     В Удмуртию Рамиро Ариста попал по приглашению Государственного симфонического оркестра республики. Всего один концерт он дал в Ижевске, но очаровал публику навечно.
     «Известиям Удмуртской Республики» удалось встретиться с ним накануне концерта. Дирижёр дал интервью на русском языке.


     Перед концертом

     - Рамиро, когда вы выучили русский язык?
     - Русский язык пришлось выучить, когда стажировался у Валерия Абисаловича в Санкт-Петербурге. Я был там на фестивале «Белые ночи» в 2008 и в 2009 годах. Репетиции требовали от меня знаний языка, потому что в оркестре, театре люди говорили только по-русски.
     - Трудно было?
     - Трудно было вначале, хотя я уже знал кириллицу, и кое-что по-русски понимал. Но, будучи в Санкт-Петербурге, я каждый день, помимо репетиций, занимался языком. Много и серьёзно.
     - Сейчас тоже продолжаете заниматься?
     - Да. Тем более что у меня в России проходит много концертов. Я сотрудничал с филармониями Ярославля, Екатеринбурга, Мурманска, Архангельска, Ульяновска. Был целый ряд концертов на юге России - в Дагестане, Ставропольском крае, Астрахани. А сезон 2014/2015 запомнится дебютом в Сибири, концертом в Барнауле.
     - Россияне вообще любят латиноамериканскую музыку и культуру. Как вы думаете - почему?
     - Да, очень любят. Я был во многих российских городах, и везде публика очень тепло принимает латиноамериканскую музыку. Я думаю, это сложилось исторически. Россия - одна из немногих стран, которая стоит одной ногой в Европе, а другой - в Азии. Это многокультурное государство, со множеством республик, в которых витают воздух Азии и воздух Европы. И, конечно, значение имеет тот факт, что и в советское время, и сейчас Россия открыта другим культурам. У вас любят узнавать литературу, музыку и кухню других народов. И это замечательно. Интерес публики огромен!
     - Как вам работается с симфоническим оркестром Удмуртии? Сразу нашли общий язык?
     - Безусловно! Спасибо, что пригласили меня на удмуртскую землю! Я послал партитуры до своего приезда. Музыканты все выучили, мы работали только над звучанием. Моя задача - заставить оркестр зазвучать по-испански, привнести этот воздух Латинской Америки, создать эту атмосферу. И это не всегда просто: если Испания близко - всего 4000 километров отсюда, то Латинская Америка в 24 000 километров. Но мы работаем и надеемся на успех.
     - А какие русские композиторы вам близки? Как русскую классику принимают в странах Южной Америки, например?
     - Когда работал с симфоническими оркестрами Венесуэлы, Перу, Боливии, я брал музыку Чайковского, Шостаковича и Прокофьева. Я очень люблю Шостаковича, и люди в Южной Америке с большим интересом слушают русскую академическую музыку. Хотя там, к сожалению, оркестры не очень знают, как именно должна звучать классика. И над этим нужно работать.
     - Получается, ваша миссия - нести классику людям?
     - Возможно, больше нести людям музыку разных стран и континентов. В России, например, я играю не только латиноамериканские ритмы, есть концерты, составленные из произведений и обработок балканской музыки - Болгарии и Румынии.
    
Концерт в Ижевске

     Первое отделение концерта в Ижевске было полностью отдано музыке французского композитора испанского происхождения Мориса Равеля, который любил ювелирную точность, ясность и даже графичность музыкальной формы. Его «Альборада», «Павана почившей Инфанте» и «Болеро» - вечная классика.
     О своём знаменитом «Болеро» Равель отзывался с иронией: «Я создал за всю свою жизнь только один шедевр - это «Болеро», но, к сожалению, в нём нет музыки».
     Рамиро Ариста говорит о музыке Равеля иначе. Он считает её взглядом француза на Испанию, потому что мать композитора была испанкой, а отец - французом. И этот сплав европейских культур, вобравший в себя всё самое лучшее, позволяет сердцу слушателя открыться навстречу дивным комбинациям, устремиться за волшебным потоком звуков.
     Второе отделение концерта позволило поклонникам симфонической музыки совершить небольшое путешествие по Мексике, Карибам, Аргентине, региону Анд, Бразилии. Музыка Артуро Маркеса, написавшего «Данзон № 2» под впечатлением от карнавала в Велакрузе, знаменитый «Полет конрада» Даниеля Аломиа Роблеса - произведение, которое считается национальным достоянием Перу, народная тема Эквадора в оркестровке Хулио Буэна, знаменитое «Либертанго» Астора Пяццолы, «Атлантико» Виктора Варгаса, Colombia Tierra Querida - ставшая негласным гимном футбольных фанатов Бразилии Лучо Бермудеса, и Mix de Mambo's Дамасо Перец Прадо… Неудивительно, что музыкантов во главе с дирижёром публика не хотела отпускать со сцены. С истинно латиноамериканской страстью поклонники симфонической музыки в Ижевске аплодировали музыкантам стоя, вызывая несколько раз оркестр на бис.
    
После концерта

     Восторженные отзывы зрителей стали заслуженной наградой дирижёру и исполнителям. Зал по достоинству оценил умение аргентинца одним движением брови приводить в трепет сердца меломанов, одним лёгким мановением палочки звучать оркестр истинно по-испански.
     Олег Шибанов:
     - Замечательный концерт, замечательный дирижёр. С симфоническим оркестром Удмуртии выступает много талантливых солистов и музыкантов, но такой уникальный дирижёр, как Рамиро Ариста, пожалуй, впервые. Какое у него колоссальное умение общаться с публикой, интеллигентная этика общения с оркестром, эти улыбки! Я же уже ревную - жена к нему рвётся (смеётся). С большим удовольствием послушал сегодняшний концерт!
     Вообще на концерты по вечернему абонементу симфонического оркестра я хожу уже лет десять и друзьям рекомендую. Считаю, что наш оркестр и Академическая капелла - это лучшее, что есть в Удмуртии для любителей классической музыки.
     Руфхат и Фания Каримовы:
     - Нам очень нравятся концерты, которые проводит для своих зрителей Государственный симфонический оркестр Удмуртии. Здесь всегда особая атмосфера, которая начинается с приветливой улыбки директора оркестра Николая Тимофеевича Рожкова - он встречает всех зрителей сам; музыканты на сцене всегда в хорошем настроении, чувствуется, с каким удовольствием они играют концерт. Нравится репертуар: разнообразный, интересный. Очень познавательно. И за годы, что мы ходим сюда, можем сказать, что и контингент зрителей изменился. Если раньше большую часть составляли пенсионеры и студенты, то сегодня зал полон людьми среднего возраста. Публика действительно ходит сюда с удовольствием. Каждый концерт становится открытием, и это замечательно!

14.04.2016

Оригинал статьи можно прочитать на сайте газеты "Известия Удмуртской Республики"

Паганини - в Ижевск, саксофон - в Глазов и «Вукузё» - детям


     Новый творческий сезон начинает Государственный симфонический оркестр Удмуртии. В этом году билеты основного вечернего абонемента были проданы ещё в мае, но пока есть в продаже абонементы на концерты в городах республики и Доме молодёжи в Ижевске.
     Рассказать о том, что вызвало такой ажиотаж, мы попросили заместителя директора по концертной деятельности оркестра Дмитрия Белослудцева.


     - Дмитрий, в чём основное отличие этого сезона от предыдущих? Почему зрители так быстро раскупили все абонементы?
     - Во-первых, концерты вечернего абонемента вернулись на привычную и любимую многими зрителями площадку - в Театр оперы и балета. А во-вторых, но это, конечно, главное, мы подготовили для меломанов очень интересную программу.
     Уже 13 октября ижевчан порадует лауреат международных конкурсов пианист Филипп Копачевский. Кто был на его концертах - а Филипп в Удмуртии выступал уже дважды, - тот обязательно захочет послушать его удивительную игру. Программа вечера будет состоять из двух монументальных произведений - «Симфонии № 4» Чайковского и «Концерта № 2» Рахманинова.
     В январе слушателей ждёт встреча с ещё одним пианистом, который также уже бывал в Ижевске, - Вячеславом Грязновым. Он исполнит два фортепианных концерта.
     Найдет своих поклонников в Удмуртии и удивительный проект Jazz&Opera, который основали оперная дива, обладательница премии Грэмми и победительница конкурса Пласидо Доминго Operalia Екатерина Лёхина и солистка Ольга Годунова. Проект побывал во многих городах России, а в декабре он будет в Ижевске.
    

     - Среди концертов абонемента есть программа, посвящённая виолончели. Многие слушатели любят этот чувственный инструмент…
     - Да, в феврале зрителей ждёт встреча с московским виолончелистом Петром Гладышем. В программе вечера прозвучит никогда ранее не исполняемое в Удмуртии произведение - вариации на тему оперы Джоаккино Россини «Моисей», выполненные Николой Паганини.

     - Кто ещё из приглашённых музыкантов выступит с оркестром в Ижевске?
     - В марте порадует своим мастерством мультиинструменталист - скрипач и баянист Юрий Медяник. В этот раз ижевчане увидят его и в качестве дирижёра. В первом отделении концерта под его руководством оркестр исполнит симфоническую поэму «Влтава» Берджиха Сметаны.
     В апреле к нам приедет дирижёр Рамиро Ариста. Рамиро родом из Аргентины, но последнее время он чаще живёт в России, где так востребована яркая музыка латиноамериканских композиторов.

     - А что ждёт зрителей Глазова, Сарапула, Воткинска и Можги, а также тех, кто купил билеты на концерты оркестра в Доме молодёжи в Ижевске?
     - Мы не могли оставить без внимания 100-летие со дня рождения Георгия Свиридова, а потому во всех городах, где мы будем выступать, покажем программу, посвящённую его творчеству. Это будет музыкально-поэтическая композиция с участием заслуженного артиста России Александра Мустаева.
     В феврале слушатели Воткинска, Глазова, Сарапула и Ижевска насладятся любимыми ариями из опер. А в марте для зрителей Воткинска и Сарапула выступит лауреат международных конкурсов, уроженка Ижевска, а ныне московская пианистка Тамара Куделич. Выбор городов для гастролей продиктован… наличием рояля. Как известно, Воткинск в этом году обзавелся прекрасным инструментом Steinway, а в Сарапуле есть неплохой инструмент «Эстония», на котором в этом году исполняли конкурсную программу молодые таланты.
     Меломаны Глазова и Ижевска услышат выступления саксофонистки из Нижнего Новгорода Ольги Поповой. Лауреат международных конкурсов выступит в программе «Музыкальная гостиная» в марте.
     В апреле ижевчане и воткинцы увидят уникальный концерт с участием ансамбля ирландского танца, состоящий практически полностью из классических шлягеров. Музыка Франции, романтическое настроение, ирландский задор…

     - Нельзя обойти вниманием абонементы для детей и подростков. Уже не первый сезон подряд вы воспитывайте музыкальный вкус юного поклонения…
     - Да, для детей в течение года мы исполняем несколько программ. Одна - для самых маленьких, куда приходят малыши с родителями, и вторая - для школьников.
     Малышам мы подготовили сказку «Приключения деревянной куклы» на музыку Джоаккино Россини. Ждет их встреча и с другими, не менее узнаваемыми персонажами.

     - Какая музыка нравится детям больше всего?
     - Очень хорошо воспринимается произведение Юрия Толкача «Вукузё» из балета «Волшебный талисман». Нравятся детям и сцены из балетов Чайковского «Щелкунчик» и «Лебединое озеро».
     В этом году мы в концерты абонемента включили выступления хора «Удмуртия», который отмечает солидный юбилей в 2016 году, и юных дарований школ искусств Ижевска и Республиканского музыкального колледжа.

     - Многие артисты не любят детскую аудиторию, считая её очень сложной… Дети могут высказать вслух всё, что думают, и не будут делать вид, что им интересно, когда это не так…
     - Безусловно. Но мы не первый год выступаем для детей. Бывает, что разговоры в зале звучат громче музыки на сцене, но чаще - аплодисменты. Программы концертов для детей построены таким образом, чтобы вовлечь юных зрителей в процесс. Наши ведущие - кандидат искусствоведения Евгения Новосёлова и заслуженный работник культуры Удмуртии Ольга Проскурина - увлекательно рассказывают о музыке, проводят с детьми небольшие конкурсы и викторины, но самое любимое занятие малышей - самостоятельно «подирижировать» оркестром.
     В результате такой работы с юными зрителями музыка становится для детей чем-то естественным и родным, а посещение концертов - увлекательным занятием. И это даёт свои плоды. Став взрослыми, они также стремятся на концерты, и результат вам знаком - мгновенная реализация вечерних абонементов на программы в Театре оперы и балета.

08.10.2015

Оригинал статьи можно прочитать на сайте газеты "Известия Удмуртской Республики"

Два оркестра на одной сцене или музыка без границ


     Уникальным совместным концертом завершился творческий сезон Государственного симфонического оркестра Удмуртии. Вместе с коллективом из немецкого города Ален, прибывшего в республику по приглашению ИжГТУ имени Михаила Калашникова и в рамках юбилейных торжеств, посвящённых 175-летию Петра Ильича Чайковского, музыканты исполнили произведения юбиляра и Дворжака.

     Оркестр из Германии

     Оркестр города Алена, созданный в 1978 году, сегодня считается одним из самых известных любительских оркестров Германии. В его составе люди самых разных профессий. Здесь играют учителя, врачи, школьники. Самому старшему участнику коллектива более 70 лет, а младший заканчивает гимназию.
     В течение недели музыканты дали несколько концертов на различных площадках Удмуртии, в том числе и на родине Петра Ильича Чайковского - в Воткинске. Кстати, произведения русского классика, наряду с сочинениями Гайдна, Уорлока и Воан-Уильямса составляют основу репертуара оркестра.
     На финальном концерте, который состоялся в театре оперы и балета в Ижевске, немецкие музыканты вместе с оркестром Удмуртии еще раз доказали, что музыка - универсальный язык. В первой части программы оркестрами руководил Николай Роготнев, а во второй - Оливер Полс.

     Музыка без границ

     Начался концерт с так трепетно любимой многими музыки Чайковского. Вальс из балета «Спящая красавица» стал настоящим подарком юной части аудитории, которая присутствовала в зале.
     Далее была исполнена часть Симфонии № 5. Как отметил музыковед Юрий Толкач, это произведение многие сравнивают с лирикой друга Петра Ильича Алексея Апухтина. Симфония отличается проникновенной и задушевной мелодикой, сродни поэтической строфе Алексея Николаевича.
     Концерт для скрипки с оркестром удмуртского композитора Германа Корепанова оркестр республики исполнил без немецких гостей. Написанное в 29-летнем возрасте произведение стало первым крупным сочинением в удмуртской музыке. Как рассказал Юрий Львович, история его появления не совсем обычна. Герман Корепанов написал его в клавире - т.е. только для скрипки и фортепиано, поскольку в те времена в Удмуртии ещё не существовало симфонического оркестра. Оркестровую редакцию выполнил сын композитора Александр Германович на рубеже веков - в 90-е годы XX века.
     Концерт поражает мелодическим разнообразием и исключительной задушевной лирикой. Он демонстрирует связь с традициями русской классической музыки и богатством удмуртского фольклора.
     Произведение состоит из трех частей. В первой чередуются моменты драматизма с лирическими темами, вторую - по праву считают песней без слов, а финальная часть напоминает народный праздник. Партию скрипки исполнила известная скрипачка Удмуртии Лилиана Измалкова.

     Дворжак

     Во втором отделении место за пультом занял дирижёр из Германии Оливер Полс. По словам Юрия Толкача, Полс принадлежит к новому поколению режиссеров. Он удостоен премии Музыкального совета Германии, выступал в Эстонии, Корее и Швейцарии. В Удмуртию прибыл впервые, как и многие музыканты оркестра.
     Объединенные оркестры под управлением Оливера Полса исполнили Симфонию № 8 Антонина Дворжака. Интересно отметить, что ее композитор написал вскоре после знакомства с Петром Ильичем Чайковским, дружеские отношения с которым он поддерживал вплоть до кончины русского композитора.

     Симфонию № 8 любят во всем мире

     - В музыке есть такой парадокс. Чем более композитор самобытен, чем более талантливо он воплощает в произведениях душу и самобытность своего народа, тем более любимым он становится во всех уголках мира, - считает Юрий Толкач.
     Именно так получилось с музыкой Дворжака, объединяющей пасторальный фольклор и героику чешского музыкального наследия.
     - Сегодня музыканты подарили нам незабываемые мгновения высокого искусства. Музыка действительно не знает границ, и этот концерт стал ярким тому подтверждением, - подчеркнул ректор ИжГТУ имени Калашникова Борис Якимович.

Кристина Романова
04.06.2015

Оригинал статьи можно прочитать на сайте газеты "Известия Удмуртской Республики"

Первый концерт Чайковского: ижевские зрители вызывали пианиста на бис


     В Удмуртии выступили лауреаты международных конкурсов Искандер Ханнанов и Олег Худяков.

     Помимо 58-го фестиваля «На родине П.И. Чайковского» в Удмуртии проходят многочисленные концерты академической музыки.
     Недавно любители классики смогли побывать на концерте «Музыкальная академия», который проходил в рамках абонемента «Симфонические вечера» Государственного симфонического оркестра Удмуртии.
     Музыканты - лауреат международных конкурсов, победитель X Международного телевизионного конкурса юных музыкантов «Щелкунчик» виолончелист Искандер Ханнанов и лауреат международных конкурсов пианист Олег Худяков исполнили выдающиеся произведения русской и мировой классики.Во время первого отделения слушатели смогли насладиться «Элегией» Сергея Рахманинова.
     Второе отделение было отдано во власть музыки нашего великого земляка – Петра Ильича Чайковского. Знаменитый Первый концерт оставил неизгладимое впечатление в душах зрителей. Пианиста Олега Худякова несколько раз вызывали на бис, чтобы он еще раз порадовал своим мастерством любителей музыки.

Кристина Романова
16.04.2015

Оригинал статьи можно прочитать на сайте газеты "Известия Удмуртской Республики"

Чайковский из Италии выступил на фестивале талантов на родине Чайковского


     На самолетах и поездах в Удмуртию сегодня съезжаются музыканты со всего мира. «Молодые таланты на родине Чайковского» - музыкальный фестиваль под таким названием проходил в Ижевске. Как участники готовились к выступлениям накануне и что ждать завтра жителям республики?
    

Использованы видеоматериалы с сайта ГТРК "Удмуртия"

На музыкальном конкурсе молодых талантов в Ижевске выступил Вячеслав Чайковский


     В Национальном театре Удмуртии завершается музыкальный фестиваль «Молодые таланты на родине Чайковского». На сцене солируют юные звезды из России, Италии, Кореи и Китая.
    

Использованы видеоматериалы с сайта телеканала "Моя Удмуртия"

Музыкальная серьезность Николая Роготнева, переходящая в шутку


     Известный московский дирижер Фуат Мансуров, приехав в Ижевск на фестиваль П. Чайковского, снисходительно похлопал по плечу недавнего выпускника Уральской государственной консерватории им. М. Мусоргского Николая Роготнева и сказал: «Главный дирижер – профессия второй половины жизни».
     Николай Серафимович тогда был еще начинающим – по распределению работал вторым дирижером в Государственном театре оперы и балета Удмуртии, пробовал свои силы в симфоническом оркестре республики, раз за разом участвовал в международных конкурсах, привозя домой в Ижевск лауреатские звания и дипломы. Там кто-то из членов жюри назвал его Мефистофелем - не внешность сыграла свою роль (на этого персонажа он нисколько не похож), а большой темперамент и выразительная энергичная пластика. Он движет оркестром, включая всего себя – руки летают, ноги танцуют, тело разворачивается к той группе музыкантов, которая должна вступить, лицо мимирует, выражая одобрение, досаду или возвышенную радость. Таким был на взлете - таким остался и сейчас.

     Не спорь со временем

     Часы на старинной заводской башне Ижевска тикали и тикали, и сегодня Николаю Роготневу – пятьдесят. Он в расцвете творческих сил в возрасте акме, как это называли древние греки и фиксировали в своих рукописях и на каменных плитах не год рождения знаменитости, а год его акме (правда, сейчас люди живут, слава Богу, дольше, и возраст расцвета смело можно сдвинуть в обе стороны). В годы начинания он работал на свое имя и укреплял профессионализм: ставил перед собой высокие планки и брал их. За него радовались его педагоги Якшур-Бодьинской музыкальной школы, Ижевского музыкального училища, которые он закончил по классу баяна, Уральской консерватории, где он получил два диплома – как баянист-исполнитель и дирижер оркестра народных инструментов и как дирижер симфонического и оперного оркестров. Было чему радоваться: он стал лауреатом первой премии на конкурсе дирижеров в Италии и Польше, занял второе место во Франции. Получил премию Датского национального оркестра. В тридцать три года сбылась его мечта – был назначен главным дирижером симфонического оркестра Удмуртии.
     - Любой музыкант, безусловно, получает огромное личное удовольствие от игры, от рождающейся музыки – недаром Пушкин говорил, что «одной любви музыка уступает, но и любовь – мелодия». Но вы, музыкальный руководитель оркестра, наверное, видите этот вопрос шире. Для чего вы становитесь за дирижерский пульт, для чего разучиваете с музыкантами симфонии, концерты, пьесы, увертюры? Только для собственной радости?
     - Мы все в оркестре объединены просветительством. Нам нужно, и мне в том числе, нашему директору Николаю Рожкову и каждому оркестранту, чтоб наши слушатели любили и знали классическую музыку.
     - Эта музыка в основе рождалась в недрах сословно-монархического общества и была рассчитана и существовала среди привилегированных классов – людей образованных, утонченных, живущих в красоте и богатстве. Они в основном поддерживали композиторов своими заказами, создавали свои оркестры и ансамбли, которые играли Моцарта, Гайдна, заказывали оперы Верди, Глинке, Чайковскому и другим. Но сейчас-то совсем другое время. На пике популярности массовая музыка, которая звучит повсюду – из мобильников, телевизоров, интернета, в концертах. Вы вступили в неравную борьбу, или не так?
     - Эта борьба за человека идет во всем мире. Классическая музыка должна отвоевывать свои позиции.
     - В нашей стране воспитанием вкуса и интереса к академической музыке государство успешно занималось до Великой Отечественной войны и после. По радио постоянно звучала классика. Каждый простой человек мог напеть арии из опер «Кармен», «Евгений Онегин», что мы видим, к примеру, в художественных фильмах той поры. А сейчас главные программы российского телевидения гоняют блатные песни – «Наш притончик варит самогончик».
     - Государство должно участвовать в процессе музыкального образования и воспитания, я с этим безусловно согласен. Нельзя отдавать культуру на откуп деньгам, рынку
     - Сейчас пианино в семьях стало редкостью, фабрику пианино в Ижевске давно закрыли за малой востребованностью продукции, нет конкурсов в школы искусств, где, по большому счету, готовят ваших слушателей... Вы сожалеете об этом?
     - А что толку - сожалеть? Это бесполезно. Надо жить сегодняшними реалиями. Я уважаю хорошую популярную музыку – джаз, рок, эстраду, молодежные течения. Главное, чтобы это была качественная музыка. Какой прок в нытье: мы, дескать, такие элитарные. А что дальше? Классическая музыка – часть культуры, так же, как и популярная. Если мы не станем это учитывать, то потеряем слушателей. Начинал наш оркестр исключительно с классики, но потом, кроме нее, стал играть джаз, киномузыку, популярные мелодии. Сегодня музыкант должен иметь широкие вкусы, не спорить с веком.

     Кто диктует репертуар

     - Когда поднимается средний культурный, в том числе, музыкальный уровень населения, это неизбежно снижает высшие проявления профессионализма. Как вы сегодня оцениваете состояние дирижерской профессии в России, есть ли величины, равновеликие Светланову, Рахлину, Кондрашину, Мравинскому, выпускникам знаменитой ленинградской школы профессора Мусина?
     - Когда в юности я участвовал в международных конкурсах дирижеров, еще было с кем соревноваться. Считаю, что сегодня в этой штучной профессии не стало таких корифеев. Дирижерская школа рассыпается на глазах. Уральская школа тоже сдает, хотя в мое время там блистали такие звезды, как Борейко, Паверман и их ученики – например, мой педагог Вишневский. Почему так происходит? Не знаю и не хочу никого винить. Может быть, упала роль личности. Из новой плеяды главных дирижеров страны мне импонирует Плетнев. Он не раз приезжал в Удмуртию как участник фестиваля Чайковского. У него очень глубокие программы, хотя по мануальной технике он мой антипод. Его манера сдержана, лаконична, ближе к стилю Мравинского.
     - Что, на ваш взгляд, нужно играть для российской публики, в том числе для жителей нашей республики? Вы стараетесь соответствовать ее запросам? А пристрастия наших людей очень заметны при голосовании, например, в такой демократичной телепрограмме, как «Голос», люди отдают приоритет душевному, содержательному пению (пение сердцем). Кроме того, у нас национальная республика, где силен удмуртский фольклор, на его базе работают удмуртские композиторы, а вы – первый академический дирижер-удмурт, что тоже, наверное, накладывает определенную ответственность.
     - Я держу в уме то, что мне на данный момент интересно, чем хочу поделиться с публикой, и то, что интересно разным группам слушателей. Хочу, чтоб концерты были разнообразными, разноплановыми, разностилевыми.
     - Какие композиторы мирового уровня вам более близки и вы стараетесь представить их творчество максимально полно?
     - Стравинский - это раз. Начинали с «Жар-птицы», потом продолжили «Петрушкой». До сих пор помню этот концерт в Дании. Я дирижировал там второй версией «Петрушки». Переволновался, но был замечен и отмечен. Потом была «Весна священная». Для любого дирижера сыграть это этапное произведение - пройти экзамен на зрелость. Оно очень трудное в мануальном плане. Этот русский композитор сейчас очень популярен на Западе. В начале дирижерского пути я очень увлекался музыкой XX века. Много играл Шостаковича, Прокофьева. Мне всегда нравилась музыка Чайковского Это бренд нашей Удмуртии и не играть ее было невозможно. Но как играть? Он, на первый взгляд, очень простой, понятный и доходчивый в эмоциональном плане. Но технологически это очень сложная музыка, причем часто звучащая во всем мире. У каждого во внутреннем слухе существует, как пластинка, исполнение этой музыки другими оркестрами. И то, что мы играем, сличается с этим эталоном. Соответствует ли? Мы переиграли почти все симфонические сочинения Петра Ильича. Был период увлечения Шубертом. Сейчас я полюбил романтическую музыку Шумана. Очень хочется сыграть его Четвертую симфонию. С неожиданной точки зрения открылся для меня в последнее время Рихард Штраус – в будущем сезоне возьмем отрывки из «Кавалера роз», «Саломеи».
     Постоянно играем русскую классическую музыку в дополнение к Чайковскому – Римского-Корсакова, Лядова. Не оставляем без внимания венскую классику. Все это исполняется как в детских, юношеских, так и во взрослом абонементе. Работаем с хорами республики.
     - Есть ли, на ваш взгляд, какие-то провалы в вашей репертуарной политике? Например, в исполнении сочинений местных композиторов?
     - Стараюсь, чтобы не было. В 2012-м играли на фестивале в честь юбилея Союза композиторов Удмуртии сборную программу из симфонических произведений – от классика Германа Корепанова до молодого Ильи Петухова. Эта музыка звучит в детских абонементах постоянно, проводим встречи с композиторами.

     Чайковский и Италия - наше все

     - Как вы готовитесь к юбилею Чайковского?
     - Мы традиционно с момента создания оркестра участвуем во всех фестивалях Чайковского на его родине. Даем оркестровые концерты на выезде в районных центрах и малых городах, а в Ижевске, Воткинске аккомпанируем известным солистам и молодым исполнителям – гостям фестиваля. Было и такое, что за наш пульт становились другие известные дирижеры. Откроем нынешний юбилейный фестиваль в Воткинске с пианистом Мацуевым. Запланированы Сарапул, Воткинск, Можга, Глазов, Якшур-Бодья с участием оркестра и чтеца Александра Мустаева: готовим концерт по письмам Чайковского и воспоминаниям о нем современников. Кстати, это не первая попытка объединить музыку с художественным чтением.
     - Мацуев сегодня звезда номер один на фортепианном небосклоне России. Интересно играть со звездами?
     Если солиста тащишь за собой, то не очень, а если он вовлекает тебя в свое творчество, то это здорово. С Мацуевым у нас было общее музицирование, и все прошло отлично. Думаю, что так же будет и на этот раз.
     - В отличие от других российских провинциальных оркестров вы имеете возможность ежегодно проводить двухмесячные гастроли в Италии, выступали в Испании, Швейцарии, Марокко. Что вам это дает как дирижеру?
     - Я научился стильно исполнять итальянскую музыку. В течение гастролей мы играем много сочинений итальянских композиторов, аккомпанируем знаменитым итальянским певцам. Освоили гибкий и легкий аккомпанемент. Участвовали в знаменитом конкурсе эстрадной песни в Сан-Ремо. Там мы играем как универсальный эстрадно-симфонический оркестр. Итальянская музыка, как и русская, требует больших эмоций, страсти. Обрастаем зарубежными связями год от года. Приглашаем в Ижевск итальянских исполнителей. Это Кьяра Таиджи, Франческо Цингарелло, Леонардо Куадрини и другие. Именно благодаря Италии мы ввели в практику раз в сезон давать вокальный концерт.

     Государственный симфонический оркестр Удмуртии устроил концерт в честь юбилея своего главного дирижера – заслуженного деятеля искусств, лауреата Государственной премии Удмуртии Николая Роготнева, который стоял за пультом и играл в свойственном ему ключе: то серьезно и вдохновенно, то шутил, вовлекая музыкантов оркестра и слушателей в свои приколы. Публика тепло и комфортно чувствовала себя в тот вечер. Лектор-музыковед Евгения Новоселова придумала необыкновенную развлекательную программу с музыкой, видео, фотографиями и компьютерной игрой. Чувствовалось, что в зале сидели единомышленники юбиляра – те, кто его ценит и любит. Недаром концерты этого коллектива пользуются большой популярностью, и чтобы купить к началу сезона абонемент, надо расстараться.

Нина Пузанова
23.01.2015

Оригинал статьи можно прочитать на сайте газеты "Удмуртская правда"

Главный дирижер Государственного симфонического оркестра Удмуртии Николай Роготнев отметил юбилей


     Зрители были в восторге от искрометного концерта.

     Бенефис в честь 50-летия главного дирижера Государственного симфонического оркестра Удмуртии Николая Роготнева состоялся в Национальном театре республики накануне, 14 января.
     Поздравить юбиляра пришли и коллеги, и благодарные зрители.
     Искрометный концерт с участием солистов симфонического оркестра, а также гостей из других регионов России, был хорош сам по себе, но прекрасный повод делал его еще более эмоциональным.
     Скрипач из Москвы Чингис Ханнанов и юный балалаечник Дмитрий Роготнев внесли свою ноту в общий настрой.
     Председатель постоянной комиссии Госсовета Удмуртии по науке, образованию, культуре и молодежной политике Наталья Сударикова вручила Николаю Роготневу приветственный адрес от лица Председателя Государственного совета республики Владимира Невоструева.
     Пришел поздравить юбиляра и министр культуры и туризма Удмуртии Владимир Соловьев.
     И, конечно, многочисленные зрители – поклонники таланта маэстро.
     «Сегодня пританцовывали наш симфонический оркестр и юбиляр, Николай Роготнев - душа оркестра, веселый и талантливый дирижер, баянист, отец семейства. Браво! Браво всем - маэстро, Николаю Серафимовичу, оркестру, всем организаторам бенефиса. Ни секунды зал не скучал. Очень интересный и веселый сценарий праздника. Знаменитые гости, артисты оперы, скрипачи, трубачи, тенор, хор сделали концерт многогранным. Ох, чего только ни было, сказка. Арии пронизывают до дрожи! В очередной раз убедилась, что живые концерты невероятно чувственны и сильны. Огромное спасибо!», - оставила свой отзыв о концерте зрительница Любовь Шутова. Ее слова, безусловно, выражают настрой всех, кому посчастливилось попасть на этот концерт, билеты на который были распроданы еще в ноябре 2014 года.
     На вопрос «Известий Удмуртской Республики» будет ли концерт повторен «на бис», заместитель директора по концертной деятельности симфонического оркестра Дмитрий Белослудцев ответил: «Юбилей - 50 лет - бывает только раз в жизни!..»
    

Кристина Романова
15.01.2015

Оригинал статьи можно прочитать на сайте газеты "Известия Удмуртской Республики"

Фестиваль «Молодые таланты на родине Чайковского» закончился гала-концертом в Ижевске


     Виртуозную игру, а также великолепное исполнение оперы продемонстрировали участники фестиваля из разных стран.

     Фестиваль «Молодые таланты на родине Чайковского» закончился гала-концертом в Ижевске. Виртуозную игру на скрипке, виолончели, трубе, баяне, балалайке, а также великолепное исполнение оперы продемонстрировали участники фестиваля из разных стран. Выступали артисты в сопровождении Государственного симфонического оркестра Удмуртии под управлением заслуженного деятеля культуры Удмуртии и главного дирижёра Николая Рогатнева.
     Фестиваль, ставший традиционным, прошёл в Удмуртии в 17-ый раз. В этом году участники в течение трёх дней – с 21 по 23 марта – выступили на трёх площадках: в городе Воткинске, в городе Глазове (впервые за историю фестиваля) и в Ижевске. Выступали артисты в сопровождении Государственного симфонического оркестра Удмуртии.
     Бессменными организаторами фестиваля стали министерство культуры, печати и информации республики и Ижевский технический университет имени М.Т. Калашникова. Как отметил ректор ИжГТУ Борис Якимович, союз физиков и лириков даёт замечательные результаты.
     Действительно, фестиваль в очередной раз порадовал любителей музыки талантливыми исполнителями – студентами и аспирантами Московской консерватории и других вузов, которые, несмотря на молодость, являются лауреатами множества престижных конкурсов.
     Мяо Янь из Китая заслужила аплодисменты публики, благодаря прекрасному исполнению сложнейших оперных партий. Японка Мион Накамура покорила публику игрой на скрипке, исполняя произведения Чайковского. Не оставил равнодушными зрителей потомственный трубач Максим Савран. Виолончелистка Эллина Фасхитдинова из Уфы подтвердила свою победу на всероссийском конкурсе «Волшебный смычок».
     Самым титулованным участником конкурса стал баянист Иосиф Пуриц. В свои 26 лет он объездил с концертами и конкурсными выступлениями пол мира. Секрет успеха – в необычном сочетании баяна и симфонического оркестра. К тому же, Иосиф Пуриц исполняет произведения Владислава Золотарёва – самого загадочного русского композитора, который придал традиционному баяну совершенно новое, масштабное звучание.
     Однако больше всех оваций публики снискал исполнитель из Пермской области Никита Сысоев. В свои 19 лет он уже является лауреатом премии министерства образования и науки России «По поддержке талантливой молодёжи». Никита мастерски владеет балалайкой, что и продемонстрировал с успехом и истинным удовольствием на сцене Национального театра. Знакомые всем русские народные песни, переложенные на балалайку, в исполнении Никиты словно вернули зрителям генетическую память. Многие не могли сдержать восхищения: «До чего всё ж хороша балалайка!».
     Закончился концерт вручением участникам фестиваля дипломов и памятных подарков. Их вручили ректор ИжГТУ Борис Якимович и заместитель министра культуры, печати и информации Пётр Данилов.
    

Светлана Сидорова
24.03.2014

Оригинал статьи можно прочитать на сайте газеты "Известия Удмуртской Республики"



   




Купить Концертные залы Как доехать Спонсоры оркестра Ваши пожелания
В начало страницы